?

Log in

No account? Create an account

Take up the White Man's burden

Письма мертвого человека

Previous Entry Share Next Entry
О воспитании и самовоспитании народов
k_makarov
Некоторые мысли, возникшие после просмотра фильма "Нибелунги".
Общеизвестно, что в сказках и легендах отражается характернарода (как целого). Причем, легенды являются инструментом наследования черт характера, материалом, на котором воспитывается характер народа. У каждого народа есть героический эпос. Интересно сравнить наш и западный.
Прежде всего, понятие "герой" у нас и на западе принципиально разное. У нас герой - тот кто лучше выполняет свой долг, и богатырская сила - не более чем средство для этого. Во всех наших былинах богатыри всегда "работают" на благо общества, защищают слабых и беззащитных. Я не знаю ни одной былины, воспевающей завоевательный поход, захват чужой земли, порабощение других народов. При этом све наши герои-богатыри действую бескорыстно, и не получают материальной награды. К тому же, богатырь должен соответствовать понятиям народа о нравственности. Единственный случай, когда богатырь вел себя не совсем красиво  - Алеша Попович, за что и был достаточно мягко наказан, после чего, ососзнал и проникся.
На Западе "герой" - тот кому больше позволено по праву сильного. Движет им жажда славы, добычи, власти. Доминирующим в характере является агрессивность, желание решить все вопросы (свои желания) силой. Таковы практически все западные "герои": и Зигфрид, и Гюнтер с Хагеном, и Дитрих Бернский, и Сид Компеадор. Все "рыцарство" заключается только в том, что они в открытую заявляют о своих намерениях. Но, тоже, до определенного предела. Когда силенок не хватает, в ход идет и хитрость и подлость. Так Хаген убивает Зигфрида самым подлым образом, а Гюнтер попустительствует этому. Правда, есть еще одна черта, которая может быть истолкована как "рыцарство": не сдавать "своих". Гюнтер не отрекается от Хагена несмотря ни на что. Т.е., без "благородных понтов" в совокупности имеем "моральный кодекс" уголовников.
Так, небольшие мысли на чем воспитывается наш народ и немцы...


  • 1
В чем видишь причину такого диссонанса?

Честно говоря, диссонанса не вижу... В чем диссонанс?

Ну вродеб и эти люди , и те люди, а истории такие разные.
Слово диссонанс я использовал чтобы подчеркнуть разнонаправленные вектора сюжетов.

В человеке заложено все. В зависимости от условий идет отбор на выживание особей с теми или иными качествами. Наследственность и мутации при этом имеют не столько генетический, сколько социальный характер. У них одно, у нас - другое, они - немцы, мы - русские...

Не-не. Качества в человеке не заложены.
Качества в человека закладывают. ИМХО.
Если бы в человека было заложено все, то тогда не верно твое утверждение что человек вид социальный.
Не было бы нужды человеку в социуме, если бы он все имел.
Именно социум делает одних немцами, а других русскими.

Я имел ввиду заложены задатки, в той или иной пропорции, но, практически все. Другое дело, в зависимости от внешних условий (в числе которых первое место занимает социум), и доли в пропорциях получают преимущество те или иные. Именно это я имел ввиду, говоря о социальной наследственности. Те же былины, саги - социальные "хромосомы". А без социума не развивается ничего - получается животное, причем нежизнеспособное.

Т.е. русский детенышь в немецкой семье станет немцем и наоборот..
Вопрос открыт - почему былины разные?
Наблюдаемый мир один и тот же. а выводы разные ((

Думаю, не совсем так. Русский детеныш станет немцем в немецкой семье, но фиговым немцем, и наоборот. Оттбор людей с определенными качествами производился веками, это сказалось и на генетическом уровне тоже. Грубый пример - породы собак.
А наблюдаемый мир, как раз отличается. У нас даже климат другой. К тому же, решение возможно не единственное. Эволюционный поток слеп - он устремляется по всем возможным путям. Эволюция - не линейная цепочка от одного к другому, а одновременное "тыканье" в разные стороны. И успешными могут оказаться несколько линий.В исходном пункте различие могло быть бесконечно малым, но определяющим дальнейший путь.

Меткое наблюдение.
Вот ещё наблюдение по детёнышей. Замечено, что из обрусевших немцев вышло немало выдающихся людей. А из онемеченных русских как-то некого и вспомнить.
И дело тут не только в том что немцев в Россию переехало больше. Скорее среда даёт себя знать. Вот немец на русской среде и произрастает пышнее :)
Я скоро тоже напишу пост на близкую тему - почему ментальность европейцев делится на западный вариант и восточный.
Поняв природу разной ментальности, мы можем увидеть во всей очевидности необходимость в том числе и культурного союза России и Германии.

Ваше наблюдение тоже верное. Думаю, ему есть простое объяснение. Немцы все-таки народ господ, и стараются не допустить, чтобы инородец достиг успеха. А у нас, к сожалению, часто принято смотреть на иностранцев (особенно с запада) снизу вверх. Причем, часто без достаточных оснований.
Мысль о союзе с Германией мне кажется привлекательной во многих отношениях, но и вызывает некоторые опасения. Вспомните, чем кончился союз Гюнтера с Зигфридом...

Аналогию я вижу только в том, что и Россия и Германия опоены волшебным зельем, если не отшибающим, то искажающим историческую память.
Змий устроил мировую войну в двух сериях (Первая и Вторая, как её логическое продолжение) только ради того, чтобы эти два богатыря не сблизились как планировалось, а наоборот ослабили друг друга в братоубийственной войне.
Каждый по одиночке бессилен перед Змием, но союз богатырей это и собственное выживание и погибель Змию. Выживание диктует союз.
Светлые головы Германии и России это понимают, но не имеют возможности напрямую обратиться к своим народам.

Соглашусь, роль англо-саксов в развязывании мировых войн трудно переоценить. Но и богатыря-Германию не идеализирую... А потому, отношусь с некоторой опаской.
Согласен также, что у нас много общего, вплоть до того, что термин "Запад" родился в Германии, и относился к странам к западу от Эльбы. Но есть и различия, и есть, что делить... А нсчет союза и светлых голов тожк согласен. Я бы еще добавил, что не только обратиться к народам, но и достучаться до элит...

В наших былинных богатырях - воплощение благородства русского народа.Жаль, что до многих нынешних детей те былины уже "не доходят", другие (импортные) книжки, мультики и фильмы учат их как жить.

Согласен. Гораздо хуже, что даже былинный эпос переделывают (продукция компании "Мельница"), хотя полностью изгадить не могут.

Да!Да!Переделывают! Всё истинно русское переделывают: песни, к примеру,русские народные и лучшие советские - дают им такую оранжировку, что слушать не хочется; а талантливых исполнителей русской песни "зажимают" (яркий пример - хор имени Пятницкого: сейчас немногие имеют возможность слушать его).

(Deleted comment)
Спасибо за очень интересные наблюдения. Хотя я не столь широко и глубого знаком с культурой (в том числе музыкальной), с Вашими наблюдениями о роли басов соглашусь. Сам это отличие замечал, но как-то не задумывался. Вы, по-моему, очень верно это объяснили. Думаю, что такое отличие дополняется еще и тем, что басы в России встречаются чаще, а может быть наоборот: басы в русской опере больше востребованы в силу необходимости выразить то, о чем Вы написали. Забыл, кто сказал про "Князя Игоря", что только в России могла появиться опера для трех басов.
Что касается женского аспекта, мне кажется, ситуация несколько сложнее. Накладывается многовековая инерция патриархата, когда женщину за человека не считали. Женщину не привыкли рассматривать как Личность, поэтому отражаемые в искусстве выдающиеся качества изображаются не как качества Личности, а как качества пола. Но Личность-женщина, на мой взгляд, отличается от Личности мужчины, и тут надо отдельно определить, что считать героизмом Личности-Женщины.
Русская культура в этом плане мне представляется ближе к пониманию этого отличия. Роль женщин в России всегда была огромна, но не на виду. Интересно, что на западе жена, "командующая" мужем - элемент в основном юмористический. А в России - не в такой степени. Как говорит русская пословица: муж - голова, жена - шея. И воспринимается это как должное. Западная борьба за равноправие женщин сводится к уподоблению женщин мужчинам, т.е. даже женщины сами себя не воспринимают как Личность, и видят обретение Личностных качеств в мужеподобии. Попытки показать другой путь (у Шекспира "укрощение строптивой", у Киплинга "Другая точка зрения", у Паркинсона) массами не были поняты. Именно поэтому, все западные постановки "Укрощения строптивой" в подметки не годятся нашей (с Касаткиной).
Про "линейность" западных героинь соглашусь. Мне это кажется проявлением линейности западного менталитета вообще, независимо от пола. С нашими героинями, думаю сложнее, в силу исторической традиции рассматривать место Личности-женщины в тени. Как редкое исключение и, пожалуй, лучший образец Личности-женщины, приведу Ярославну из "Князя Игоря". Насчет "все простить", сказать затрудняюсь, поскольку ни один из наших героев не совершает поступков, которые, на мой взгляд, действительно непростительны. Пожалуй, разве, Григорий Грязнов, но Любаша ему и не простила. И вообще, русским мстительность мало свойственна.
Насчет религии - соглашусь. Православие - одна из наиболее тупых и дремучих религий, потому и сурова. Соперничать с ним в этом отношении, может разве, что Кальвинизм. Но и то, Кальвинизм базируется на осмыслении и анализе библейских текстов, а в правослаии это не допускалось. В Католичестве же, даже в самые дремучие времена сохранялась такая форма интеллектуальной жизни, как религиозный диспут, что позволило человечеству выбраться из средневековья. (на какое-то время)))

Разница в религиях-православие и протестантизм.Потому и герои разные.

Православие-не дремучая,а иррациональная религия высших сфер.Дремучей ее делают люди.

Как раз сейчас готовлю большой пост на эту тему. Как закончу: добро пожаловать!
Кирпичеубежище тоже почти готово))))

Спасибо за приглашение.Загляну непременно.

Германский героический эпос восходит еще к языческим временам, как и корни многих былин. "Песнь о Нибелунгах" оформилась в том виде, как до нас дошла лет за 500 до Реформации, а Сид Компеадор действовал в Испании, куда Реформация вообще не проникла. Так, что протестантизм тут не причем.

Прошу прощения.Хотя полагала,что дохристианская Германия-дикая и полуживотная страна.

Песнь о Нибелунгах оформилась окончательно уже в рыцарские времена, но языческие мотивы, особенно в легенде о Зигфриде и брунгильде прослеживаются достаточно четко. Это нашло отражение в тетралогии Вагнера "Гибель Богов", где он практически полностью вернулся к язычеству. Мир языческих сказаний Германии очень интересен, кровавый, коварный, героический...

Да я немного знаю,но отчего-то казалось,что это было уже в нашей эре.

Спасибо. Прочитала с удовольствием, очень интересно.
Справедливости ради замечу в ответ на Ваши слова: "Я не знаю ни одной былины, воспевающей завоевательный поход...", - что такая былина есть. Это былина о Вольге (Волхе Всеславьиче), где он идет завоевывать Индейское царство. Правда, в соответствии с "оборонительным" характером нашего эпоса былина меняет цель его похода. Он носит превентивный характер: поскольку в Киеве стало известно о возможном нападении "индейского царя", Вольга решил его опередить и захватить царство. Исследователи, однако, полагают, что эта мотивировка - результат позднего переосмысления.

И второе: "При этом все наши герои-богатыри действую бескорыстно, и не получают материальной награды". Это же дружинники, они находятся на службе у князя и очень неплохо себе существуют. Выполняют функции МВД, ФСБ и МО.

  • 1