k_makarov (k_makarov) wrote,
k_makarov
k_makarov

Category:

Инвектива против Православия

У меня уже был пост, в котором я объяснял свое неприятие ЛЮБОЙ религии.

Здесь хотелось бы описать мои личные претензии к христианству, а в особенности, к православию. Это мое личное отношение, и я никому его не навязываю, но считаю своим долгом не скрывать, а пропагандировать (вдруг, кто задумается))). Поскольку, это мое личное отношение, в его формировании принимали факторы как «объективные», так и «субъективные» (личностно-эмоциональные).

Начну с последних.

Первое мое знакомство с православием (и христианством) состоялось в возрасте 4-х лет, когда я впервые оказался в церкви. До сих пор помню полумрак, огоньки свечек. Все это было бы, возможно, и забавным, и красивым, если бы не духота и раздражающий запах ладана. Мне мучительно не хватало воздуха, и скоро захотелось наружу. Но настоящим шоком для меня – 4-хлетнего ребенка, было распятие. Когда я увидел изображение изможденного полуголого человека на кресте, у которого из рук и ног торчали гвозди, и текла кровь, у меня это вызвало испуг и отвращение. А когда к нему подошла какая-то бабка, и стала целовать – мне стало плохо, и чуть не вырвало. Помню, потом долго допытывался у родителей, что все это значит? Зачем взрослые рисуют такие страшные и неаппетитные картинки, да еще любуются на них и поклоняются им? И еще тогда зародилось самое сильное недоумение: если бог существует, и любит людей, неужели он не смог найти не столь садо-мазохистский способ спасения (опять-таки, от чего?).

И в дальнейшем, при постепенном знакомстве с христианской мифологией, у меня всегда вызывал сильное неприятие ее садо-мазохизм, проповедь покорности, наслаждение мучениями. При этом, я с детства зачитывался мифами Древней Греции, деяниями ее богов, подвигами ее героев. Передо мной вставал красивый, жизнеутверждающий мир (кстати, замечу, не идеальный). Изображения древнегреческих богов и героев вызывали желание быть на них похожим. А от христианских легенд веяло убогостью, унижением, и какой-то нечистоплотностью…

При этом, мне до сих пор сильно не нравится, что в христианстве практически нет героев – есть мученики (причем, нерезультативные). А также, то, что все деяния этих мучеников ориентированы на себя, спасение своей души (опять-таки, отчего?). В древнегреческих мифах, подвиги героев все-таки имеют какую-то ценность для окружающих. Если брать «крайний» случай, и сравнивать с моей любимой Античностью, то симпатию и уважение у меня вызывает Прометей, а не Христос.

Как любой народ, русские (к которым я имею счастье принадлежать) обладают как позитивными, так и негативными чертами. Во избежании недоразумений, сразу оговорюсь, что высказывание: «этот народ – глуп» вовсе не означает, что каждый его представитель обязательно дурак! В любом народе есть носители всех возможных свойств, от самых низких, до самых высоких. Это интегральная характеристика, описывающая как народ ведет себя «в среднем», «как целое». Замалчивать и отрицать те, черты национального характера, которые я оцениваю, как негативные, было бы глупо и непорядочно. Они, в большинстве своем, общеизвестны: фатализм, покорность любым властям (вплоть до холуйства), низкая ценность личности, неинициативность, низкий уровень национальной солидарности, отвратительное отношение к талантливым, выдающимся соплеменникам, зависть… Эти черты отмечали лучшие представители нашего народа: Радищев, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Вяземский, Чаадаев, Гончаров, Некрасов, Чехов, Салтыков-Щедрин, Островский, Чернышевский, Леонтьев, Зиновьев (можно продолжить список на несколько страниц). На мой взгляд, укоренению этих негативных черт в национальном характере, русский народ во многом обязан многовековому господству Православия. Православие, на мой взгляд, является одной из самых дремучих и упертых разновидностей христианства. И на протяжении всего своего существования наиболее последовательно и грубо подавляла всяческие попытки мыслить. Причем настолько, что до Петра в России вообще не было понятия «наука». Если сравнить с Католицизмом, то там, даже в самые «дремучие» времена существовала «отдушина» для интеллектуальной деятельности: религиозные диспуты. Содержание некоторых из них сейчас незаслуженно вызывает смех: «Сколько ангелов уместятся на острие иглы?» Но даже в этой схоластике содержалось рациональное зерно: отрабатывались логические приемы, совершенствовался аппарат силлогистики, вырабатывалась культура ведения дискуссии, чужое мнение не игнорировалось априори. Как результат, появлялись первые ростки свободомыслия (можно вспомнить Абеляра, Рабле), которые потом привели к Реформации, а позднее, уже к новому открытию Атеизма.

В Православии ничего подобного не наблюдалось. Интеллектуальное подавление было тотальным. Как иллюстрацию можно вспомнить визит на Русь иезуита Николаи Поссевино, который оставил интересные воспоминания. Его целью было склонить Ивана Грозного к Католицизму. Известно его письмо к Ивану Грозному, с аргументами в пользу такого решения. И известен ответ Ивана Грозного, который не содержит ничего, кроме ругательств. Поссевино, также вызвал московских попов на религиозный диспут, после которого оставил в дневнике запись, что с русскими попами затевать диспуты нельзя, поскольку, когда им не хватает аргументов – они хватаются за палки!

Как бы ни оценивать мотивы иезуита, и пользу государству от предлагаемого им, ответ Ивана Грозного и поведение православной верхушки явно демонстрирует интеллектуальную деградацию Православного мышления.

В качестве положительного отличия православной секты от католической часто приводят наличие в Католицизме инквизиции и множество процессов о ведьмах и колдовстве. При этом, можно подумать, что на Руси ведьм и колдунов не преследовали! Конечно, такой репрессивной машины, как Инквизиция у нас не было, но этот факт имеет и обратную сторону. Как бы предвзято ни осуществлялась деятельность церковных трибуналов, какими бы надуманными ни были обвинения и доказательства, но заслуживает внимания сам факт того, что для «наказания» человека требовалось юридическое оформление. И, хотя бы в принципе, декларировалась возможность защиты (пусть только на словах). У нас и этого не было. Расправа осуществлялась толпой, при поддержке церкви. Само внедрение юридической процедуры в Католицизме (а потом и в протестантстве) дало возможность бороться с охотой на ведьм. Опираясь на юридические нормы (установленные той же инквизицией) вел свою благородную деятельность Штейн. И в конце концов, к 19 веку в Европе костры для ведьм погасли. (последняя ведьма в Англии была сожжена в 1725 году, в Швейцарии – в 1782, а в Мексике – в 1860). В России же, «под крылышком» Православия, расправы и самосуды продолжались вплоть до Революции.

Также, хочу помянуть о пагубном (на мой взгляд) влиянии Православия на искусство. Опять, подчеркну, это моя субъективная оценка, но полагаю, что некоторое моральное право я на нее имею.

Начнем с живописи. Пусть искусствоведы закидают меня камнями, но у меня сложилось впечатление, что Православие на протяжении всей истории поддерживало и консервировало устоявшиеся примитивные формы. Сколько я ни видел православных икон и фресок, не могу отделаться от впечатления, что они все сделаны по трафарету. Все неживые. Застывшие изломанные неестественные формы и позы, обратная перспектива, лица без выражения, без эмоций. Кроме того, меня сильно раздражает, что все фигуры сгорбленные, кроме Христа (и то – сидит как истукан). Как убого и серо все это смотрится рядом с Сикстинской капеллой! Конечно, и в Католицизме были запреты и ограничения (например, на изображение обнаженной натуры), но живопись, даже на религиозную тему развивалась, способствовала воспитанию чувства прекрасного, обогащала людей эмоциями и мыслями. Там попы понимали, что религиозная идея нуждается в красоте, и шли на уступки растущему интеллекту и эстетическим потребностям человечества. Православие же делало все, чтобы законсервировать прогресс в живописи. Достаточно вспомнить скандал вокруг знаменитой картины Поленова «Христос и грешница». Вариант, где Христос изображен в еврейской шапочке так и остался в карандаше, и до советского времени не выставлялся.

Примерно то же самое можно сказать о музыке. Лично я готов очень многое «простить» католицизму за такое изобретение, как орган! (практически необходимый элемент католического собора). Музыкальная культура в Европе успешно развивалась и в рамках церкви. Огромное количество музыкальных шедевров было создано на религиозные темы, и, практически, все великие композиторы «отметились» здесь. В православии ничего подобного не наблюдается. В музыкальном развитии Православие остановилось на колокольном звоне – крайне бедное по возможностям искусство (в общем-то, недалеко ушедшее от шаманских бубнов). Богослужение же сопровождается исключительно голосом. Причем, если сравнивать религиозные песнопения в Католицизме и Православии, то сравнение будет не в пользу последнего. Если в католических богослужениях идет нормальное пение, с членораздельным текстом (пусть на латыни), с мелодией, то в православном – постоянное чередование речитатива скороговоркой, с растяжкой гласных на конце. Причем, все это повторяется с удручающей монотонностью, и совершенно без связи с содержанием текста (кстати, довольно примитивного). Я много раз пытался вникнуть в содержание и смысл текстов, и каждый раз это требовало мучительных усилий, и вызывало разочарование. В совокупности с темнотой, духотой, одуряющей вонью ладана, создается впечатление, что все подчинено единой цели – топить остатки разума в ритмическом шуме, и ввергать толпу в транс (как у папуасов). И результаты я многократно наблюдал. Как пример, вспоминаю печальный случай. У меня погиб друг юности в авиакатастрофе. Родные приняли решение отпевать его в церкви. Я пришел туда попрощаться. Это действо оставило самые отвратительные впечатления. Заунывное бормотание бессмысленных формул, перемежаемое завываниями попа и хора, сильно раздражало, мешало настроиться, прочувствовать (смерть, все-таки, очень серьезное событие, и, на мой взгляд, относиться к нему надо с уважением и достоинством). А тут было ощущение участия в каком-то непотребном шаманстве! У собравшихся родственников (в большинстве – пожилых) нарастало состояние, близкое к истерии. Мое внимание привлекла одна бабка, стоящая рядом. Она просто сучила ножками от нетерпения! И дождавшись подходящей паузы, старательно заголосила как кликуша: «О-о-о-ой! На кого ж ты нас поки-и-и-и-нул!...». Причем, начала как ярмарочный зазывала, явно любуясь собой, и «работая на публику», а потом, взвинчивая себя и окружающих своми завываниями все больше и больше, дошла практически до истерики! Я не выдержал и вышел. Причем, не выдержал не только я. Общее впечатление, что это действо было ориентировано на то, чтобы используя людское горе, окончательно морально сломать близких, превратив их в покорное экзальтированное стадо!

На последок несколько слов об архитектуре. Еще раз оговорюсь, что это личное и эмоциональное впечатление, и на большее не претендую. Идеалом Храма для меня являются древнегреческие, построенные по образцу дельфийского – просторные, светлые, легкие, пропорционально-гармоничные. Открытые воздуху и солнцу. Такие сооружения у меня вызывают душевный подъем (кстати, обращаясь к Богам, древние греки на колени не становились!). Подобные ощущения у меня вызывает готическая архитектура, своей устремленностью вверх, легкостью, наполненностью светом. В таком помещении, действительно, дух воспаряет ввысь. Православные же храмы у меня вызывают ощущение тяжеловесности, приплюснутости. К тому же, все они мне кажутся очень однообразными – как тумбочки. Хотя, иногда встречаются красиво расположенные, которые смотрятся неплохо. Внутреннее убранство на меня производит впечатление захламленного чулана – обилием аляповатых украшений, духотой, темнотой… Исключение для меня, пожалуй, составляют деревянные храмы и часовенки, встречающиеся у нас на севере.

В заключение, хочу подчеркнуть, что часто встречающееся сравнение с Католичеством, вовсе не означает, что я приверженец католической разновидности христианства.  Просто в перечисленных примерах оно вызывает у меня меньшее омерзение, чем Православие. А причиной появления этого поста послужила активизация агрессивных устремлений Православия, претензий на осуществление в нашем обществе идеологических функций.

Tags: Атеизм
Subscribe

  • Духовные скрепы.

    Постигла меня сегодня Кара Господня! В предыдущей "пасхальной" записи перестала открываться ссылка на мой давний пост. Причем, другие…

  • Пасхальное...

    Сегодня весь день пришлось выслушивать поздравления... Отвечал всем доброжелательно, поздравлял в ответ, но признаюсь несколько утомило. И коль скоро…

  • Исчерпывающе!

    Репосты делаю крайне редко, но тут не смог удержаться! Оригинал взят у cheezzphoto в Из пресс-релиза Следственного Комитета Римской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments

  • Духовные скрепы.

    Постигла меня сегодня Кара Господня! В предыдущей "пасхальной" записи перестала открываться ссылка на мой давний пост. Причем, другие…

  • Пасхальное...

    Сегодня весь день пришлось выслушивать поздравления... Отвечал всем доброжелательно, поздравлял в ответ, но признаюсь несколько утомило. И коль скоро…

  • Исчерпывающе!

    Репосты делаю крайне редко, но тут не смог удержаться! Оригинал взят у cheezzphoto в Из пресс-релиза Следственного Комитета Римской…